Отвечает педагог-дефектолог Кагирова Надия Рифкатовна:
Развитие речи ребенка до года
Когда мой ребенок выполняет домашнее задание, он часто отвлекается, иногда кажется, что он забыл, что он начал делать и что надо делать дальше. Я раздражаюсь. Как помочь себе и ребенку? Анжелика, 31 год.
Раздражение и недовольство в данной ситуации совершенно недопустимы. Постарайтесь понять проблемы своего ребенка. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций. Проявляются эти особенности, в частности, неумением ориентироваться в выполнении задания, выделить главное, существенное, правильно спланировать выполнение задания, очень часто ребенок с трудом включается в работу, с трудом переключается на выполнение следующего задания. Это не лень или нежелание работать, а объективные трудности, которые он испытывает в учебной деятельности.
Хорошим подспорьем в работе для него может оказаться так называемая организующая помощь: не подсказка, а указание, на что необходимо обратить внимание, расчленение задания на более мелкие части, помощь в организации рабочего места, в переключении с одного задания на другое. Иногда стоит напомнить, какой учебник нужно достать из портфеля, помочь найти страницу, номер упражнения или задачи — все это поможет сэкономить время, затрачиваемое ребенком, и, соответственно, сэкономить его силы.
Однако ни в коем случае не следует торопиться — форсирование темпа деятельности может истощить ребенка. Спокойная доброжелательная помощь поможет сэкономить силы, поверить в то, что успех вполне достижим. Не бойтесь того, что ребенок никогда не станет самостоятельным — если вы не будете лишать егоинициативы, жестко навязывать свой способ действия.
Преодолев с вашей помощью свои трудности, он научится не бояться предстоящей работы, рационально организовывать и планировать свою деятельность.