Статьи и новости
Развитие речи ребенка до года
10.10.2013
Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста.
10.10.2013
Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста.
Для выявления возможных нарушений слуха у ребенка родителям и специалистам рекомендуется использовать анкету «Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста» (LittlEARS). Эта анкета разработана специалистами фирмы производителя кохлеарных имплантов MED-EL и сейчас также используется для раннего выявления нарушений слуха у детей и оценки динамики развития детей со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами. Анкета была адаптирована для русского языка (Королева, 2005) и с ее помощью были получены данные для нормальнослышащих детей в возрасте от 0 до 24 мес. с интервалом 1 мес.
Общие сведения
Анкета предназначена для оценки слухового развития детей с нормальным и нарушенным слухом. Анкета может быть заполнена в разных ситуациях (дома, в кабинете врача, реабилитационном центре). Родители могут делать это самостоятельно или совместно с сурдопедагогом или сурдологом-аудиологом, потому что у родителей могут появиться какие-то вопросы. Вопросы анкеты связаны с возрастом ребенка, и поэтому у детей меньшего возраста меньше вопросов, на которые может быть получен ответ «ДА».
Для детей раннего возраста анкету «Оценка слухового поведения у детей раннего возраста» нужно заполнять с интервалом 1 мес.
Инструкция для заполнения анкеты родителями
В левой колонке даны вопросы, на которые следует ответить. В правой — пояснения и примеры положительного ответа на вопрос.
Если Вы уже видели такую реакцию ребенка, по крайней мере, один раз — отмечайте вопрос галочкой в специальном поле рядом.
Если Вы никогда не видели такую реакцию ребенка или не уверены, как ответить на этот вопрос — НЕ отмечайте вопрос.
Начало формы
Вопрос |
ДА |
Примечание |
Реагирует ли Ваш ребенок на знакомый голос? |
Улыбается; смотрит на говорящего; возбужденно лепечет. |
|
Прислушивается ли ребенок к говорящему человеку? |
Слушает; ждет и слушает; долго смотрит на говорящего. |
|
Когда кто-то говорит, поворачивает ли ребенок голову в его сторону? |
||
Любит ли ребенок звучащие или музыкальные игрушки? |
Игрушки-пищалки, погремушки, музыкальные шкатулки. |
|
Ищет ли ребенок говорящего человека, если малыш не видит его? |
||
Слушает ли малыш приемник/ магнитофон, когда его включают? |
Слушает: поворачивает голову в сторону звука, внимательно слушает; смеется, напевает, приплясывает. |
|
Реагирует ли Ваш ребенок на удаленные звуки? |
Например: откликается, если Вы его позвали из другой комнаты |
|
Перестает ли Ваш ребенок плакать, если Вы заговорите с ним, а он Вас не видит? |
Вы пытаетесь успокоить ребенка ласковым голосом, спеть колыбельную, так, чтобы он Вас не видел. |
|
Пугается ли ребенок, когда слышит рассерженный голос? |
Напрягается и начинает плакать. |
|
Узнает ли ребенок звуки, постоянно сопровождающие его дома? |
Будильник; колыбельная песенка; звук, льющейся воды в ванной. |
|
Ищет ли Ваш ребенок звук, который идет слева/справа или сзади от него? |
Вы зовете его или говорите что-то; лает собака и пр., а ребенок ищет и находит источник звука. |
|
Реагирует ли ребенок на свое имя? |
|
|
Ищет ли малыш источник звука, расположенный наверху или внизу? |
Часы на стене; предмет, упавший на пол. |
|
Если Ваш малыш в плохом настроении, может ли его успокоить или развеселить музыка? |
|
Если вашему ребенку больше 6 месяцев, продолжайте отвечать на вопросы.
Слушает ли ребенок телефон и, возможно, узнает, что кто-то говорит? |
Когда звонит бабушка или папа ребенок берет трубку и «слушает». |
|
Реагирует ли ребенок на музыку ритмичными движениями? |
Ребенок двигает ножками и ручками в ритм музыке от радио или магнитофона |
|
Знает ли ребенок звуки, которые связаны с определенными предметами или событиями? |
Например, ребенок слышит звук машины и смотрит на улицу; слышит звук льющейся воды и бежит в ванну. |
|
Реагирует ли ребенок на простые требования? |
«Стой», «нельзя», «не трогай», «подожди», «дай». |
|
Прекращает ли ребенок свои действия в ответ на Ваше требование «нельзя»? |
Ребенок, не видя Вас, прекращает свои действия после слова «нельзя», произнесенного строгим голосом. |
|
Знает ли малыш имена членов семьи? |
Смотрит (показывает) в сторону человека на вопрос: «Где папа? Где ...? |
|
Имитирует ли малыш произносимые Вами звуки, когда Вы его просите? |
«а-а-а», «о-о-о», «па-па-па» … |
|
Выполняет ли ребенок простые просьбы? |
Выполняет простые просьбы — «Иди сюда», «Дай чашку», «возьми куртку» |
|
Понимает ли ребенок простые вопросы? |
«Где мишка?», «Где папа?» |
|
Приносит ли ребенок нужный предмет по Вашей просьбе? |
|
|
Имитирует ли ребенок звуки и слова, которые Вы произносите? |
«Скажи: ав-ав», «Скажи: ки-са» |
|
Сопровождает ли ребенок свои действия с игрушками адекватными звуками? |
С кошкой — «мяу», с собакой — «ав-ав», с машиной — «р-р-р-р, би-би». |
|
Знает ли ребенок звукоподражания животных? |
Кошка — «мяу», собака — «ав-ав», корова — «му-у», курица — «ко-ко-ко» |
|
Пытается ли ребенок имитировать окружающие звуки? |
Звуки животных, сирены машины, бытовых электроприборов |
|
Может ли ребенок правильно повторить за вами последовательность коротких и длинных слогов? |
«па-па-пааа» |
|
Правильно ли выбирает ребенок названный предмет из нескольких предметов? |
Вы играете с ним с игрушками и просите дать вам «мышку» или «большую собаку» (на столе при этом разные игрушки или две собаки разного размера). |
|
Пытается ли ребенок напевать, когда слышит песенку? |
Например, когда Вы напеваете колыбельную песенку. |
|
Произносит ли малыш определенные слова, когда вы его просите? |
Например: «Скажи: пока-пока, бабушке». |
|
Любит ли малыш, когда Вы ему читаете книжку? |
Он слушает, когда вы читаете ему книжку или рассказываете по книге с картинками. |
|
Выполняет ли ребенок сложную (многоступенчатую) просьбу? |
Например, «Возьми свои сапоги и иди сюда». |
|
Пытается ли ребенок подпевать, когда слышит знакомую песенку? |
Колыбельную, детскую или популярную песню. |
Добавить комментарий